Основные характеристики и виды артикуляционной классификации согласных звуков.

Артикуляционная классификация является одной из основных методик описания и классификации звуков, используемых в речи. Она основана на изучении артикуляционных движений и положения органов речи в процессе образования звуков.

Основой для артикуляционной классификации являются следующие характеристики:

  1. Место артикуляции – определяет, какие органы речи задействованы при образовании звука и как они соприкасаются или приближаются друг к другу. Например, звуки могут образовываться путем соприкосновения губ, языка и зубов.
  2. Способ артикуляции – указывает на направление потока воздуха при произнесении звука. К нему относятся такие особенности, как наличие и отсутствие голосового пара и силы давления воздушного потока.
  3. Голосовой характер – определяет, произносится ли звук с голосом или без него. Если в процессе образования звука задействуется голосовые связки, то звук будет гласным, в противном случае — согласным.

На основании этих особенностей звуки речи делятся на различные группы. Например, согласные звуки можно разделить на звуки, образующиеся соприкосновением или приближением разных органов речи, например, губ и зубов. Примеры таких звуков — [п], [б].

Другая группа согласных звуков образуется при задействовании гортани и голосовых связок. В данной группе присутствуют звуки с голосом, такие как [г] и [д]. Очень важно понимать, что артикуляционная классификация дает нам возможность понять особенности произношения звуков и их взаимосвязь, что облегчает изучение речи и проблем, связанных с произношением.

Видео:Твердые и мягкие согласные. Как различать твердые и мягкие согласные звуки?Скачать

Твердые и мягкие согласные. Как различать твердые и мягкие согласные звуки?

Общая информация

Согласные звуки различаются по месту образования, способу их образования и гласным, с которыми они ассоциируются. Место образования определяется тем, какие органы речи задействованы в процессе артикуляции звука. Способ образования отражает, каким образом воздушный поток изменяется во время произнесения звука. Гласные, с которыми ассоциируются согласные звуки, указывают на то, какие гласные звуки находятся близко к согласным в речи.

Место образованияВиды
Губные[п], [б], [м], [в], [ф]
Зубные[т], [д], [н], [л], [с], [з]
Альвеолярные[р], [ц], [ч], [ш], [щ]
Преддверноязычные[к], [г], [х]
Дорсальные[ж], [дз], [к’], [г’], [ж’]

Способы образования согласных звуков могут быть разделены на трех основных типа: плавные совместные звуки, заднеглоточные согласные и заднеполуподвижные согласные. Плавные совместные звуки образуются путем сужения прохода воздуха через органы речи, заднеглоточные согласные образуются при участии заднего глотка, а заднеполуподвижные согласные формируются с помощью сдвига задней части языка к небу.

Видео:Классификация согласных звуковСкачать

Классификация согласных звуков

Гласные и согласные звуки

Гласные звуки представлены в русском языке следующими звуками: [а], [о], [у], [ы], [э], [я], [е], [ё], [ю], [и]. Они образуют основу слога и влияют на его качество и высоту.

Согласные звуки разделяются на две основные группы: твердые и мягкие. Твердые согласные произносятся с нейтральным положением языка, а мягкие — с поднятым задним концом языка ближе к нёбу.

Твердые согласныеМягкие согласные
[б][б’]
[в][в’]
[г][г’]
[д][д’]
[ж][ж’]
[з][з’]
[к][к’]
[л][л’]
[м][м’]
[н][н’]
[п][п’]
[р][р’]
[с][с’]
[т][т’]
[ф][ф’]
[х][х’]
[ц][ц’]
[ч][ч’]
[ш][ш’]
[щ][щ’]

Твердые согласные звуки также могут быть задротными, межзубными, губными, ротопередними, средними или глухими.

Согласные звуки наряду с гласными являются основой для образования слогов и слов в русском языке. Изучение и понимание различий и характеристик гласных и согласных звуков является важной частью изучения фонетики и артикуляционной классификации звуков в русском языке.

Основные различия

Артикуляционная классификация согласных звуков основана на различиях в месте и способе образования звуков. Место образования звуков определяется тем, какие артикуляционные органы задействованы при произнесении звука. Способ образования звуков определяется закрытием и открыванием голосового тракта при произнесении звука.

Основное различие между звуками в рамках артикуляционной классификации — это место образования звука. В зависимости от того, какие артикуляционные органы задействованы, звуки могут быть губно-губными, губно-зубными, зубно-язычными, переднеязычными, среднеязычными, заднеязычными или глоточными.

Еще одно основное различие — это способ образования звуков. Звуки могут быть гласными или шумными. Гласные звуки образуются при открытии голосового тракта, а шумные звуки — при его закрытии.

Комбинация места и способа образования звуков позволяет выделить различные группы согласных звуков. Например, губно-губные гласные звуки образуются при зажимании губ, а гласные звуки, образуемые переднеязычными органами, называются переднеязычными звуками.

Артикуляционная классификация

Основными характеристиками артикуляционной классификации являются место артикуляции и способ обструкции. Место артикуляции определяется конкретными органами речевого аппарата, которые задействованы при образовании звука. Способ обструкции определяет степень сужения воздушного потока при произношении звука.

Согласные звуки могут быть образованы при контакте различных органов речевого аппарата: губ и зубов (губно-зубные), мягкого поднебольника и задней доли языка (поднебольниковые), задней доли языка и твердого поднебольника (язычно-глоточные) и др.

Способ обструкции характеризуется степенью сужения воздушного потока при образовании звуков. В зависимости от этого различают звонкие и глухие согласные: звонкие звуки образуются при вибрации голосовых связок, а глухие – без неё.

Артикуляционная классификация позволяет систематизировать согласные звуки в речи и является основой для изучения фонетики и фонологии.

Видео:Классификация согласныхСкачать

Классификация согласных

Пульмонические консонанты

  • Губные согласные: [п], [б], [м];
  • Зубные согласные: [т], [д], [н];
  • Альвеолярные согласные: [с], [з], [л], [р];
  • Полупалатальные согласные: [ч], [дж], [ш];
  • Веларные согласные: [к], [г];
  • Увулярные согласные: [х];
  • Ларингальные согласные: [х], [г].

Каждая пульмоническая консонанта имеет свои особенности в артикуляции и произношении. Знание этих особенностей позволяет говорящему правильно и четко выражать слова и звуки родного языка.

Губные согласные

Губные согласные звуки образуются с помощью губ верхних и нижних челюстей. Во время произношения данных звуков губы соприкасаются, создавая преграду для прохождения воздуха. Губные согласные делятся на два вида: била́биальные и лабиодента́льные.

Била́биальные согласные произносятся, когда верхняя и нижняя губы соприкасаются. К ним относятся согласные звуки [м] и [п]. Согласные [м] и [п] отличаются только тем, что при произношении согласного [п] происходит оттенок (снижается голос) и имеется выброс воздуха после снятия блокировки.

Лабиодента́льные согласные образуются при соприкосновении верхней губы и верхних зубов. Примером лабиодента́льного согласного является звук [ф]. При произношении этого звука участок между верхней губой и верхними зубами становится участком собственного образования, благодаря чему происходит снижение тока воздуха.

Зубные согласные

Зубные согласные, также известные как интердентальные согласные, образуются путем соприкосновения или приближения языка к передней или задней поверхности зубов. Они включают звуки, производимые с использованием верхних и нижних резцов, а также передней части твердого неба.

Распространенными зубными согласными являются [с], [з], [т], [д], [с’], [з’], [ц], [дз], [н]. Звуки [с] и [з] образуются путем соприкосновения кончика языка с задней поверхностью передних зубов. [т] и [д] образуются путем соприкосновения кончика языка с передней поверхностью верхних зубов. Звуки [с’] и [з’] образуются путем соприкосновения кончика языка с передней поверхностью нижних зубов. Звуки [ц] и [дз] образуются при соприкосновении кончика языка с передней частью твердого неба. [н] образуется путем соприкосновения кончика языка с задней поверхностью передних зубов, при этом воздух проходит через носовую полость.

Зубные согласные отличаются от других классов согласных звуков и могут быть удобны для детей и начинающих изучать иностранный язык. Они довольно часто встречаются во многих языках мира и играют значительную роль в формировании правильного произношения слов и диалектов.

Деревянный стол

Основные характеристики деревянных столов:

МатериалПрочностьСтойкостьДизайн
Дерево (дуб, береза, сосна и т. д.)ВысокаяУстойчивость к повреждениямРазнообразные варианты от классического до современного

Деревянные столы могут быть изготовлены из разных пород дерева, каждая из которых имеет свои особенности. Например, дубовые столы характеризуются высокой прочностью и долговечностью, а сосновые столы более легкие и доступные по цене.

Благодаря разнообразию дизайна и формы, деревянные столы могут быть универсальными и подходить к любому интерьеру: от классического до современного стиля. Они могут быть небольшими, компактными для небольших помещений или большими для больших гостинных.

Деревянный стол является отличным выбором для тех, кто ценит натуральные материалы, комфорт и стиль.

Видео:5 класс - Русский язык - Звуки гласные и согласные. Классификация звуков. Часть1Скачать

5 класс - Русский язык - Звуки гласные и согласные. Классификация звуков. Часть1

Консонанты с ограниченной потокообразующей активностью

В артикуляционной классификации согласных звуков выделяется группа консонант, которые имеют ограниченную потокообразующую активность. Это означает, что при их артикуляции поток воздуха не проходит непрерывно через речевой аппарат, а затрудняется или полностью блокируется.

Консонанты с ограниченной потокообразующей активностью подразделяются на следующие виды:

  1. Плоские — при их артикуляции поток воздуха полностью блокируется. Примеры: [п], [б], [т], [д], [к], [г].
  2. Глухие — при их артикуляции поток воздуха затрудняется, но блокировка не полная. Примеры: [ф], [с], [ш], [щ], [х].
  3. Сонорные — при их артикуляции поток воздуха не полностью блокируется, но затрудняется. Примеры: [м], [н], [л], [р], [в], [й].

Консонанты с ограниченной потокообразующей активностью обладают своими особенностями произнесения и составляют важную часть речевого аппарата.

Мягкое межзубное согласное

Основными характеристиками мягкого межзубного согласного являются:

  1. Место образования звука: в этом случае язык соприкасается с деснами передней части верхних зубов.
  2. Способ образования звука: происходит полноценная блокада воздушного потока, вызванная соприкосновением верхнего кончика языка с деснами верхних зубов. При этом задний кончик языка приподнимается и приближается к нёбу.
  3. Глухость или звонкость: в зависимости от того, вибрируют ли голосовые связки во время произнесения звука, мягкое межзубное согласное может быть глухим или звонким.

Примеры мягких межзубных согласных в русском языке:

  • Мягкий зубной звук «л». В русском алфавите он обозначается буквой «л» с мягким знаком.
  • Мягкий зубной звук «н». В русском алфавите он обозначается буквой «н» с мягким знаком.

Мягкое межзубное согласное является одной из основных групп в артикуляционной классификации согласных звуков. Его различия и особенности важны для правильного произношения и понимания русского языка.

Свистящие согласные

Основные характеристики свистящих согласных:

  • Производятся путем создания узкой щели, через которую проходит воздух;
  • Образуются при смыкании языка с альвеолами или зубами;
  • Имеют непродолжительное длительное время звучания;
  • Могут быть зажатыми или не зажатыми;
  • Могут быть глухими или звонкими.

Свистящие согласные делятся на группы в зависимости от артикуляционных признаков:

  1. Шипящие — образуются при смыкании языка с альвеолами и создают свистящий шипящий звук. Примеры: [ш], [ж], [щ], [ч].
  2. Свистящие-шумные — образуются при смыкании языка с альвеолами и создают свистящий звук с шумом. Примеры: [с], [з].
  3. Свистящие-глухие — образуются при смыкании языка с альвеолами и создают свистящий звук без шума. Примеры: [ш], [с].
  4. Свистящие-нешумные — образуются при смыкании языка с верхними или нижними зубами и создают свистящий звук без шума. Пример: [ф].

Свистящие согласные играют важную роль в произношении и являются основными компонентами в формировании слов и звукового ряда языка. Их правильное использование и артикуляция важны для ясного и разборчивого произношения.

Видео:Классификация согласных звуков русского языка по глухости/звонкостиСкачать

Классификация согласных звуков русского языка по глухости/звонкости

Консонанты с ограниченным голосовым эффектом

Консонанты с ограниченным голосовым эффектом включают в себя звуки, у которых происходит ограничение голосового эффекта на уровне органов произношения. Эти звуки образуются путем блокировки, сужения или замещения потока воздуха в различных позициях артикуляции.

Среди консонант с ограниченным голосовым эффектом можно выделить следующие виды:

  1. Фрикативные согласные: звуки, при произношении которых воздушный поток проходит через узкое сужение артикуляционного аппарата. Примеры: [с], [ш], [ф].
  2. Аффрикаты: консонанты, которые представляют собой звуки-сочетания двух звуков, попеременно произносимых в одной позиции артикуляции. Примеры: [ч], [дж].
  3. Латеральные согласные: звуки, при произношении которых воздушный поток проходит по боковой стороне языка. Примеры: [л], [л’].
  4. Назалы: согласные, при произношении которых воздушный поток проходит через носовую полость. Примеры: [м], [н].

Консонанты с ограниченным голосовым эффектом играют важную роль в формировании звукового строя языка и определяют его звуковую характеристику. Понимание и умение правильно произносить эти звуки является неотъемлемой частью развития речи.

Шипящие согласные

Шипящие согласные имеют следующие характеристики:

  1. Артикуляционные — образуются благодаря сильному сжатию или сужению воздушного потока, проходящего через рот или нос. Включают образование шума или шипения, вызванного взаимодействием воздушного потока с артикуляционными органами.
  2. Фонетические — шипящие согласные могут быть глухими или звонкими, мягкими или твердыми, а также передними или задними.
  3. Пульмонарные — образуются при использовании легких и диафрагмы для создания воздушного потока.

В русском языке существуют несколько шипящих согласных звуков:

  1. [ш] — глухой, мягкий, передний шипящий согласный звук. Примеры: «шум», «школа».
  2. [щ] — глухой, твердый, передний шипящий согласный звук. Примеры: «щелчок», «щенок».
  3. [ж] — звонкий, мягкий, передний шипящий согласный звук. Примеры: «жара», «жена».
  4. [з] — звонкий, мягкий, передний шипящий согласный звук. Примеры: «звук», «замок».
  5. [ц] — глухой, твердый, передний шипящий согласный звук. Примеры: «цвет», «цыпленок».

Шипящие согласные звуки играют важную роль в произношении слов и языковых звуковых систем. Их правильное произнесение требует определенных движений артикуляционных органов и контроля над воздушным потоком.

Аффрикаты

Этот класс согласных включает в себя такие звуки, как ч и дж. Читая слово «чемодан», мы можем услышать, что произносимое «ч» имеет ограниченное временное пространство между ним и следующим звуком «м». Здесь «ч» будет относиться к группе согласных звуков, называемых аффрикатами.

Аффрикаты также могут иметь различные артикуляционные характеристики и географическое распространение. Например, в русском языке подобные звуки можно услышать в словах «чашка» и «джем», а в английском языке в словах «church» и «jump».

Жидкие согласные

Согласный звук [р] отличается особой артикуляцией. Для его произнесения верхняя поверхность языка сжимается и выпячивается над средней линией лежащих падец, одновременно с этим кончик языка касается передних зубов или альвеолярового гребня. При этом, воздух непрерывно проходит по бокам языка и создает звуковую волну.

Согласный звук [л] отличается другой артикуляцией. Для его произнесения верхняя поверхность языка при этом прикосается к альвеолярам гребню. Воздушный поток проходит по средней линии языка и бокам полости рта, что создает звук.

Оба звука являются сонорными и мягкими, что означает, что при их произнесении голосные связки вибрируют, а артикуляция звука не сопровождается шумом.

📽️ Видео

Гласные и согласные звуки и буквыСкачать

Гласные и согласные звуки и буквы

Видеолекция "Артикуляционный аспект характеристики звуков русского языка"Скачать

Видеолекция "Артикуляционный аспект характеристики звуков русского языка"

Классификация гласныхСкачать

Классификация гласных

Русский язык 1 класс (Урок№39 - Что такое твёрдые и мягкие согласные звуки?)Скачать

Русский язык 1 класс (Урок№39 - Что такое твёрдые и мягкие согласные звуки?)

Артикуляционная характеристика гласных и согласных звуков современного русского языкаСкачать

Артикуляционная характеристика гласных и согласных звуков современного русского языка

Звуки и буквы. Как различать звуки и буквы?Скачать

Звуки и буквы. Как различать звуки и буквы?

Уроки русского Согласные звуки и их буквыСкачать

Уроки русского Согласные звуки и их буквы

Типы согласных звуковСкачать

Типы согласных звуков

4.1.3. Артикуляционная классификация гласныхСкачать

4.1.3. Артикуляционная классификация гласных

Введение в языкознание. Фонетика. Классификация звуковСкачать

Введение в языкознание.  Фонетика.  Классификация звуков

4.1.4. Артикуляционная классификация согласныхСкачать

4.1.4. Артикуляционная классификация согласных

КОНСОНАНТИЗМ - СИСТЕМА СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ РЕЧИСкачать

КОНСОНАНТИЗМ - СИСТЕМА СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ РЕЧИ

Фонетика. Фонетический разбор слова | Русский язык ЕГЭ, ЦТСкачать

Фонетика. Фонетический разбор слова | Русский язык ЕГЭ, ЦТ

Артикуляционная гимнастика на шипящие звуки Ш, Ж, Ч, ЩСкачать

Артикуляционная гимнастика на шипящие звуки Ш, Ж, Ч, Щ

Языкознание для всех! Фонетика 1. Акустическая структура звукаСкачать

Языкознание для всех! Фонетика 1. Акустическая структура звука
Поделиться или сохранить к себе: